Как быть успешным тестировщиком?

И получать удовольствие от своей работы

Сейчас айти – очень популярная сфера, и это работает не только в плюс, но и в минус. Большинство и начинающих свой карьерный путь молодых людей, и уже состоявшихся профессионалов, которые готовятся к смене рода деятельности, думают: о, айти – это круто и, наверное, просто. А затем сталкиваются с тем, что для построения успешной айти-карьеры недостаточно с умным видом быстро что-то печатать. Происходит неизбежный откат.

Но не все так плохо! Порог входа в айти существенно варьируется в зависимости от направления деятельности. Хорошим выбором для тех, кто только делает первые шаги в индустрию, будет область тестирования – как, разумеется, и для тех, кому она интересна сама по себе. С удовольствием расскажу о ней подробнее и поделюсь своим опытом.

Особенности сферы

В айти более прозрачен и линеен рост, здесь можно гораздо больше узнавать и не застывать в своем развитии. Постоянно появляются новые техники, новые инструменты, и есть много связанных блоков знаний, которые можно постоянно изучать, совершенствуя себя. Здесь есть не только «вертикальный» рост, но и «горизонтальное» развитие.

И этот рост зависит прежде всего от самого человека, от того, насколько он готов впитывать знания, на какой позиции ему комфортнее. Может быть, он хочет быть full stack тестировщиком – или уйти в тест-аналитику. Вариантов огромное количество. В других сферах, например, в банковской, вариантов роста гораздо меньше, не всегда все зависит от твоих навыков и знаний, и потолок роста ниже.

Сроки роста тоже ниже, чем во многих других отраслях. Например, я около двух-трех месяцев осторожно «нащупывала» основы, и примерно за три месяца уже целенаправленно изучила основу тестирования, которая необходима для работы младшим специалистом. В среднем для того, чтобы уверенно почувствовать себя в направлении тестирования, требуется примерно полгода.

Непрямой путь

Не бойтесь идти в тестирование с не айтишным бэкграундом или переходить из других сфер. К примеру, моя специальность – банковское дело и менеджмент организации. До того, как стать тестировщиком, я восемь лет работала в банковской сфере, причем на самых разных позициях – фронт, бэк, DSA. И каждый раз, когда я переходила из одного банка в другой, я пробовала разные системы и понимала: идеальной нет, и всегда задавалась вопросом: почему же нельзя сделать так, чтобы сотрудникам было удобнее и быстрее работать, не утрачивая бизнес-эффективность процессов в компании? Так меня и увлекла область тестирования.

Я пришла в ITFB в 2019 году с базовыми знаниями как младший специалист, за плечами были бесплатные курсы и знакомство со всей возможной доступной литературой, семинарами и вебинарами. Мой первый проект касался CRM-системы для Федерального Центра Компетенции, я была единственным тестировщиком и выстроила весь процесс с нуля. Конечно, поддержка коллег была неоценима: мне помогали и вникнуть в суть проекта, и решить технические вопросы, благодаря чему я смогла быстро влиться в процесс и поддерживать его самостоятельно до финального релиза.

Наработав опыт, вы сможете развиваться как тимлид и наставник – это и моя история. Конечно, сначала будет тяжело: как начинающий тимлид, всегда волнуешься, правильные ли ты принимаешь решения. Но чтобы достичь цели, нужно двигаться к ней. И не забывайте, что важно развивать и технические, и управленческие навыки. Полноценно и эффективно управлять командой без технических компетенций невозможно.

Учим в школе

Профессиональное развитие тестировщика довольно сильно зависит от того, как именно его компания вкладывается в это развитие. У нас в ITFB есть школа тестировщиков. В большей степени она создана для джуниор-тестировщиков. Но мы даем не только теорию, большая часть процесса обучения – это практическая составляющая, которая пригодится и для понимания процессов, и для прохождения собеседований на проекты. Человек уже будет знать, как именно подготовить тестовую документацию на самостоятельном проекте, с какими основными инструментами придется работать, как в принципе устроены процессы в команде.

Из тех, кто прошел школу тестирования, примерно от 35% до 50% мы потом берем на рабочие проекты и продолжаем поддерживать. У нас все готовы помогать другим ребятам становиться нашими коллегами.

 Я принимала непосредственное участие в создании нашей школы. Сначала я обучала стажеров в индивидуальном формате. Это стало приносить плоды, ребята успешно проходили собеседования на самостоятельные проекты, давали положительный фидбэк, и появилась идея внедрить формат группового обучения. Разработали программу, и так и появилась школа тестирования.

Еще у нас работает система наставничества, система роста и матрица компетенций, по которым происходит оценка текущего уровня сотрудника. По результатам оценки выставляются цели, которые необходимо достичь для перехода на следующий грейд, над ними сотрудник работает совместно с наставником. Эти цели включают в себя как развитие технических навыков, так и различных софт-скиллов – в том числе, и управленческие навыки. Чтобы их достичь, мы используем как нашу внутреннюю базу знаний, которая постоянно расширяется и пополняется (семинары, вебинары), так и внешние курсы. В зависимости от тех навыков, которые есть у сотрудника, происходит и ротация по проектам. Все в целом зависит от того, как сам человек стремится развиваться, что ему интересно.

Советы начинающим

  • Не бросайте начатое, старайтесь себя смотивировать на обучение – особенно важно не потерять эту нить в самом начале.
  • Выбирая, куда идти работать, обращайте внимание на саму команду: от этого зависит и атмосфера, и то, насколько быстро ты сам будешь развиваться. Если команда сплоченная и все готовы делиться своими знаниями, то и молодой специалист будет увереннее себя чувствовать, и у него будет стимул узнавать больше. Если некомфортно себя чувствуешь, эффективной работы не получить. Комфорт в команде – это ощущение взаимовыручки, понимание, что никто никогда не откажет тебе в помощи. И если коллеги сами не смогут ответить на вопросы, они подскажут, кто более компетентен.
  • Старайтесь не забыть прежние навыки и знания: они обязательно пригодятся. Мне, например, было легче вникнуть в нюансы работы систем, имея опыт работы в банковской сфере, связанный с ПО.
  • Не бойтесь, что вас заменят технологии: автотестирование в любом случае не позволит достигнуть того же качества и уровня тестирования, и на данном этапе развития индустрии полный отказ от ручного тестирования невозможен.

Идти ли на онлайн-курсы?

Все зависит от того, какие именно это курсы и насколько сам человек был усерден, насколько был настроен воспринять ту информацию, которую пытались до него донести. Большинство курсов все-таки дает в основном поверхностные знания, и чувствуется, что ребятам после них не хватает понимания сути процесса – как теперь применять на деле всю эту теорию. Еще я часто слышу о том, что не всегда там есть полноценная обратная связь с преподавателем. В нашей школе тестировщиков мы, например, стараемся всегда в индивидуальном порядке контактировать по каждому заданию, давать фидбэк и прорабатывать все вопросы.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: