UI/UX-модернизация контактного центра на Siebel: как мы сделали удобно и понятно

СКБ-Банк обратился к нам за модернизацией своего контакт-центра, работающего на Siebel CRM. Сотрудники постоянно жаловались на неудобство, допускали ошибки, а уж обучать их работать в системе было сущим мучением.

Мы взялись модернизировать процессы обслуживания, интерфейс вместе с надстройками на CRM и, как выяснилось, с необычными требованиями со стороны заказчика. Забегая вперёд — получилось у нас неплохо, но сложности в процессе вылезли серьёзные.

Что за Siebel такой и зачем контакт-центру понадобилась модернизация

Oracle Siebel CRM — достаточно специфическая система управления отношениями с клиентами, использующаяся как правило в корпорациях. С её помощью крупные организации автоматизируют процессы маркетинга, продаж и сервиса. Как и во многих коробочных решениях, в этой системе можно автоматизировать процессы, используя low-code/no-code инструменты. Такой подход как правило формирует ряд ограничений.

В последнее время работники колл-центра СКБ-Банка всё чаще стали жаловаться на неудобство системы. Сложный и недружелюбный интерфейс приводил к ошибкам, задержкам и жалобам. Чат с клиентом работал в одном окне, а его карточку приходилось вручную искать в другом. Все это снижало эффективность их работы.

У Siebel есть свой конструктор интерфейсов, но достаточно скудный. Нам известны случаи, когда именно из-за него от системы отказывались, и нашего клиента он тоже не устроил. Когда стало уже очевидно, что неудобство интерфейса на масштабе контакт-центра приводит к существенным потерям, и возникла необходимость в модернизации.

Как мы стали сотрудничать

Как уже было сказано, Siebel — не то что бы экзотическая система, но не самая распространённая: с одной стороны, встретить её можно не так и часто, с другой же многие топ-банки РФ выбирают именно её. При этом подрядчиков на разработку немного, хотя на всех клиентов Siebel хватает. Впрочем, некоторые специфические компетенции (например, как раз модификация интерфейсов) могут быть редкостью. И именно у нас был большой и актуальный для клиента опыт кастомизации UX/UI-процессов вместе с компетенцией модернизировать Siebel CRM так, как нужно было заказчику.

Мы с клиентом, что называется, совпали, и он был настроен работать именно с нами. Но мы всё равно очень серьёзно подошли к организации для него дизайн-сессий: собрали все боли, придирчиво составили роадмап проекта, отрисовали информативные визуализации. Получилось поставить несколько целей:

  1. Снизить процент ошибок, связанный со сложностью и недружелюбностью интерфейса.
  2. Ускорить операции — уменьшить время оказания услуг клиенту.
  3. Повысить мотивацию пользователей работать в системе.
  4. Ускорить процесс обучения новых сотрудников (идеальный вариант — повысить дружелюбность интерфейса до того, чтобы обучения не требовалось).
  5. Снизить входной порог для новых сотрудников, чтобы всем поколениям легко работалось.
  6. Реорганизовать процессы по принципу единого окна.

Новый интерфейс — и трудности, через которые мы прошли

Итак, к работе над task-ориентированным интерфейсом приступила наша команда: архитектор, миддл-аналитик и тим-лид по CRM-системам, два бэк-разработчика и один фронт по CRM Siebel, а также тестировщик и дизайнер. Работали по методологии Scrum, и ниже можно видеть какой получилось создать интерфейс.

Пользователи не хотят рыться в интерфейсе в поиске карточки клиента вместо того, чтобы с ним общаться. Поэтому при звонке система открывает помощник по идентификации, автоматически ищущий карточку клиента. Далее оператору необходимо идентифицировать и затем аутентифицировать клиента, после чего система сформирует перечень оказываемых ему услуг.
Аутентификация клиента по кодовому слову с подсказкой наготове. Если аутентифицировать нужно по паспорту, пользуемся простым переключателем.
В случае консультации по делам юридических лиц, карточка аутентифицированного клиента сразу раскрывается списком связанных организаций. Если с клиентом нет связанных ЮЛ, то список будет пуст.
Выбираем услуги клиента
Все данные карты как на ладони.

Проект и сам по себе был совсем не прост, но мы столкнулись с рядом серьёзных непредвиденных затруднений.

Во-первых, мы работали с уже развитой системой, в которой была надстройка: интеграция с телефонией. И наш красивый интерфейс должен был встать на неё как влитой! Через него должны были проходить звонки, открываться карточки клиентов, работать всё, что работало до нас. Интегрировать весь функционал на бэке — это был для нас настоящий вызов, и он отнял больше всего времени.

Входим в телефонию, переводим звонок, меняем статус

Во-вторых, нам нужно было интегрировать наш интерфейс с платформой чата как на уровне дизайна, так и на уровне системы. Например, при общении с клиентом в чате должна была открываться его карточка (и не нужно было бы вручную искать её в соседнем окне). Но ситуацию осложняло то, что с чатами клиенту помогал другой подрядчик, до которого мы не сразу смогли донести, зачем вообще дорабатывать работающее решение. Ну а затем нам пришлось самим оркестрировать его работу — вплоть до того, чтобы создать новому чату дизайн с нашей стороны.

Но самым сложным были требования заказчика, связанные с безопасностью. Мы работали на стенде разработки, в котором не были настроены интеграции со смежными системами компании, что не позволяло проводить тесты. Нам приходилось подключаться через тимвьюер (!) прямо к компьютеру заказчика и работать под полным его надзором. Обычно такие проекты так просто не делаются: как интегрироваться без доступа к системе?

Однако мы смогли.

Что в результате

Мы создали для контакт-центра СКБ-Банка новый дружелюбный интерфейс, более приспособленный для легкой и продуктивной работы. Мы автоматизировали процессы:

  • идентификации/аутентификации пользователя,
  • блокировки/разблокировки карт,
  • смены pin-кода,
  • SMS-информирования,
  • просмотра задолженностей,
  • истории взаимодействия с ДБО,
  • создания инцидентов и заведения новых процессов центра.

При этом мы добились всех поставленных целей:

  1. Нам удалось снизить процент ошибок при работе с системой на 60%. Это, конечно, полная победа.
  2. Что касается ускорения операций, то время оказания услуг клиенту уменьшилось вдвое.
  3. У нас нет объективной шкалы, измеряющей мотивацию пользователей, поэтому мы удовлетворились их приятными отзывами о работе в новом интерфейсе, нежеланием возвращаться на старый интерфейс при работе с не входившими в проект процессами и просьбами интегрировать и их тоже. Приятно, чёрт возьми!
  4. Мы не проводили обучения сотрудников клиента. После переусложнённой старой CRM им и так теперь было понятно, как работать в новых условиях.
  5. Теперь все процессы работали из единого окна.

Конечно, некоторое послевкусие от работы через тимвьюер (некоторые перестраховки безопасников выглядят абсурдно, но в банковской-то сфере их можно понять) осталось. Зато на этом проекте наша команда получила опыт успешного внедрения по agile-методологии Scrum, а пара наших backend-разработчиков Siebel изучили фронт-разработку на vue.js, так что из этой истории мы вышли не только с хорошо выполненным проектом, но и с ценным опытом.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: